Наш внутренний «парашют» (диафрагма) - довольно сложная тонкая мускулатура, движения которой могут быть вариативными в зависимости от включения в процесс и других «участников» тоже. И даже независимыми. Еще в 50-х годах учеными был замечен факт, который они потом назвали «парадоксом дыхания».
По простому, если петь (или даже говорить)
А-И или
И-А, пре переходе от одной гласной к другой движения диафрагмы наблюдаются в противофазе. То есть на
И мышца работает «на выдох», как ей и положено, а вот на
А, хотя фонация не прекращается, вдруг начинает работать «на вдох»!
Наука объясняет этот эффект тем, что таким образом организм регулирует подсвязочное давление, поскольку более «импедансная»
И требует для обеспечения той же силы и громкости голоса большего воздушного давления, чем
А. Так что диафрагма может совсем не подчиняться воле человека, и какие движения она совершает в тот или иной момент мы все равно никогда не поймем.
Так что не стоит считать, что показ «выпяченного живота» учит чувствовать свою диафрагму...
При самом «вредном» для вокалиста ключичном дыхании, диафрагма колышется лишь едва, легкие расширяются мало, воздух набирается в верхние отделы. Но вот работа-то по расширению легких, «внешнее дыхание», опять же, не диафрагмой осуществляется, а, главным образом, верхними рёбрами, что можно увидеть по заметному подъему плеч и верхней части груди.
А при дыхании брюшном (живот вперед) легкие увеличиваются так, что наполняются воздухом «под завязку». Причем, главным образом, отделы нижние. При этом сам воздух стремится как можно быстрее «выскочить наружу», так его много накопилось при вдохе (см. статью
«Как правильно петь? Вокальная опора»). Обратите внимание – при таком дыхании
НЕ РАБОТАЮТ РЁБРА! Ну или почти не работают…
Что же происходит? Образуется неправильная певческая установка! Вот что пишет об этом профессор Морозов:
«...фиксация дыхательного аппарата в состоянии вдоха у хороших певцов происходит не в фазе максимального вдоха, как у неопытных певцов, а скорее в фазе оптимального, очень умеренного вдоха. Удержать стенки грудной клетки от спадения, а следовательно, и сэкономить расход воздуха в этом положении несравненно легче, что и наблюдается у хороших певцов. Этой особенностью дыхания опытных певцов, по-видимому, объясняется незаметность их дыхания для постороннего взгляда. Понаблюдайте за хорошим певцом на сцене: вы не увидите никаких чрезмерных и резких дыхательных движений. Певец как будто бы «не дышит», хотя голос его льется непрерывной струей. Вместе с тем дыхание неопытного певца легко обнаружить простым глазом: плечи у него высоко поднимаются при каждом вдохе. Недаром в вокальной педагогике подобные дыхательные движения плечей считаются признаком заведомо-неправильного дыхания. »
Итак, «вредно» вокалисту ключичное певческое дыхание, и только, почему же тогда все как один начинают с «живота»? Даже именитые вокальные педагоги, в том числе и классики-академисты? Да потому что привычка - вторая натура. Как писал Антуан де Сент-Экзюпери: «В действительности все совершенно иначе, чем на самом деле».
*****
Учеными уже давно выяснено (и российскими, в том числе), что наиболее естественное дыхание, то есть то, которое свойственно нам по жизни, это средний вид – косто-абдоминальный. Его еще называют «нижнерёберно-диафрагматический», хоть это словосочетание и сложно прочитать с первого раза.
В данном случае в работу включается не столько «живот», сколько нижние рёбра, «раздвигающие» легкие, помогая диафрагме. Точнее, включаются соответствующие мышцы, которые и управляют этими ребрами, их движением.
Обратите внимание и на себя, и на своих друзей/близких, разве при разговоре у вас/них все время выпячивается живот при каждом вдохе? Да, когда человек делает глубокий вдох, вполне вероятно, что у многих можно наблюдать «невооруженным глазом» движение живота, хоть и редко. Но это когда глубокий вдох! И какова при этом пауза в разговоре? А так много вдохнув, люди могут что-нибудь говорить, предварительно не выдохнув часть набранного воздуха? Вот понаблюдайте…